Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?
Всего 28 человек
Голосование
Считаете ли вы необходимым знакомить детей с правилами безопасности?
Всего 41 человек

Педагогам

Дата: 24 февраля 2016 в 13:19, Обновлено 16 августа 2018 в 19:47
Автор: Седа Т. В.
Поможем детям адаптироваться к детскому саду
  1. Воспитателю нужно успокоить взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
  2. Многое зависит от умения и  усилия воспитателей создать  атмосферу тепла, уюта и  благожелательности в  группе.  Если ребенок с  первых дней почувствует это  тепло, исчезнут его  волнения  и страхи, намного  легче пройдет адаптация.  Чтобы ребенку было приятно приходить в  детский сад, нужно “одомашнить” группу.
  3. Хорошо, если в группе будет небольшой “домик”, где ребенок может побыть один, поиграть или  отдохнуть.
  4. В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей в  движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.
  5. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему  чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.
  6.  Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе “семейный” альбом с фотографиями всех детей группы и родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть родных и уже не так тосковать вдали от дома.
  7. До 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. В период адаптации воспитатели используют простейшие подвижные игры как можно чаще. Благодаря им, дети увлекаются и забывают о своих переживаниях. Также помогают различные музыкальные игры и игрушки. Музыка успокаивает детей, вносит радость. Чтобы ребенок не уставал, его своевременно переключают на более спокойные игровые действия, привлекая его внимание игрушками-забавами (каталки, волчки, заводные игрушки). Большой эмоциональный подъем вызывает у детей использование в работе игр-шуток, игр эмоционально-тактильного характера.
  8. Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в  период адаптации главным является их  успокаивающее и расслабляющее  действие. Летом подобные игры легко  организовать на улице. В  осенне-зимнее  время желательно иметь уголок песка и  воды в помещении. Для разнообразных и  увлекательных  игр используются  небьющиеся сосуды разной конфигурации  и объема, ложки, сита, воронки, формочки,  резиновые трубочки. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и  выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т. д.
  9. Изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Центр изобразительного творчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги. 
  10. Необходимо учитывать типологические особенности нервной системы ребенка в период адаптации к детскому саду. Понимает что, строгая требовательность у детей неуверенных, малообщительных вызывает слезы, нежелание находиться в детском саду, резкий тон обращения вызывает у легковозбудимых детей излишнее возбуждение, непослушание.
  11. Работу воспитателя существенно облегчает знание привычек ребенка. Ведь если малыш не умеет сам есть, то в детском саду отказывается от еды или ждет, чтобы его накормили. Если не знает, как мыть руки в новой обстановке,— плачет; не знает, где взять игрушку,— плачет; не привык спать без укачивания — плачет; привык, чтобы ему завязывали шарф спереди, а в садике ему завязали сзади,— плачет и т. д.
  12. Родителей воспитанников сразу необходимо включать в жизнь дошкольного учреждения, принимать участие в конкурсах, выставках и других мероприятиях.


Взаимодействие между

педагогами и воспитанниками

   Эффективность педагогической деятельности во многом зави­сит от стиля общения и стиля руководства воспитанниками. Под стилем общения мы понимаем индивидуальные особенности социально-психологического взаимодей­ствия педагога и детей. Стилевые особенности педагогического общения и педагоги­ческого руководства зависят от:

  • индивидуаль­ности педагога, от его компетентности, коммуникативной куль­туры, эмоционально-нравственного отношения к воспитанникам, творческого подхода к профессиональной деятельности;

  • особенностей воспитанников, их возраста, пола, обученности, воспитанности и особенностей детского коллек­тива, с которым воспитатель вступает в контакт.

        Рассмотрим типичные стили педагогического общения.

Наиболее плодотворно общение на основе увлеченности совмест­ной деятельностью. Оно предполагает содружество, совместную заинтересованность, сотворчество. Главное для этого стиля — един­ство высокого уровня компетентности педагога и его нравствен­ных установок.

    Эффективен и стиль педагогического общения на основе дру­жеского расположения. Он проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к коллективу, в стремлении понять мо­тивы деятельности и поведения ребенка, в открытости контактов. Этот стиль стимулирует увлеченность совместной творческой дея­тельностью, плодотворные взаимоотношения педагога с воспи­танниками, но при этом стиле важна мера, «целесообразность дружественности».

   В выделенных стилях общения взаимодействие «педагог—ребёнок» рассматривается как вза­имодействие, предполагающее активность обеих сторон. В образовательном  процессе эти гуманистически направленные стили создают ситуацию комфорта, способствуют развитию и проявле­нию индивидуальности.

   В системе взаимоотношений педагогов и воспитанников в обучении и воспитании распространен стиль общение-дистанция. Начинаю­щие педагоги часто используют этот стиль для самоутверждения в детской среде. Дистанция должна существовать, она необхо­дима, так как педагог и воспитанники занимают различные соци­альные позиции. Чем естественнее для воспитанника ведущая роль педагога, тем органичнее и естественнее для него дистанция в от­ношениях с педагогом. Для педагога очень важно владеть искусст­вом дистанции, избежать фамильярности в общении.

   Выделяют и негативные стили общения. К ним можно отнести: а) общение-устрашениекоторое строится на жесткой регламен­тации деятельности, на беспрекословном подчинении, страхе, диктате, ориентации детей на то, чего делать нельзя; при этом стиле не может быть совместной увлеченности деятельностью, не может быть сотворчества; б) общение-заигрываниеоснованное на желании нравиться воспитанникам, завоевать авторитет (но он будет дешевым, ложным); молодые педагоги избирают этот стиль общения в силу отсутствия опыта профессиональной деятельно­сти, опыта коммуникативной культуры; в) общение-превосходство характеризуется желанием педагога возвыситься над воспитанни­ками; он поглощен собой, он не чувствует детей, мало инте­ресуется своими отношениями с ними, отстранен от них.

   В основе сотрудничества педагога и ребёнка лежит диалогичность общения, требующая от педагога демократического стиля педагогического управления. Оптимальным вариантом педагогического взаимодействия при сотрудничестве является повышение статуса воспитанника при сохранении статуса педагога. Это предполагает, что при педагогическом взаимодействии развиваются оба: педагог помогает детям в их разностороннем развитии, но и дети стимулируют развитие педагога, его самосовершенствование как в профессиональном, так и общечеловеческом плане. Благодаря педагогическому взаимодействию наиболее успешно развиваются инициативность, способность строить свои действия с учётом действий партнёра, понимать эмоциональные состояния участников совместной деятельности, способность добывать недостающую информацию в диалоге, готовность предложить свою помощь и план общего действия, способность к мирному разрешению конфликтов.


Почему ребёнок капризничает?

     Капризы — это действия, которые лишены разумного основания, то есть: «Я так хочу и всё!!!». Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты. Развитию детских капризов способствует неокрепшая нервная система. Проявляются капризы в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно и не приносит пользы, в недовольстве, раздражительности, плаче, в двигательном перевозбуждении.

   Каковы причины детских капризов?
1. Ребенок капризничает, плачет, если его что-то беспокоит, он болен, но сам этого не понимает. Ведь маленькие дети не могут чувствовать, что происходит в их организме, так, как это чувствуют и понимают взрослые.
2. Ребенок хочет привлечь к себе внимание. Он выбрал такой способ пообщаться с вами, потому что ему не хватает вашего общества, вашего внимания.
3. Капризничая, ребенок хочет добиться чего-то очень желаемого, что взрослые запрещают из непонятных малышу соображений.
4. Ребенок выражает протест против чрезмерной опеки и демонстрирует желание быть самостоятельным. Это вполне естественно, особенно, если родители им постоянно руководят: «Туда не ходи!», «Не пачкайся!», «Собери игрушки!».
5. Ребенок испытывает психоэмоциональное напряжение. Может, это выражение конфликта ребенка с самим собой? А может он сегодня не выспался? Или очень устал за день? Или он так реагирует на родительские семейные ссоры? Или ревнует родителей к брату или сестре? Причин может быть достаточно много.
6. Манипулирование родителями. Если родители не могут отказать ребенку из-за боязни криков и слез, малышу может понравиться капризничать и таким образом управлять взрослыми.
     Что можно сделать для  преодоления капризности у детей:
1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности.
2. Во время приступа капризности оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете. Не пытайтесь в это время что-либо внушать  ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла. Когда ребенок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему, как вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше.
3. Стимулируйте развитие у ребенка взрослых черт поведения: умения говорить о своих желаниях, стремления объяснить и понять. Не берите ребенка на руки, опуститесь на уровень его глаз: «Скажи, чего ты хочешь, не плачь, а скажи», «Успокойся, остынь, поговорим». Учите и учитесь договариваться, находить компромиссы.
4. Устанавливайте правила и границы дозволенного. Понимание, что в жизни существует не только «хочу», но и «надо», следует прививать с малых лет. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
5. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!». Ребёнку только этого и нужно.
6. Постарайтесь отвлечь его внимание: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!».
7. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета». Необходим спокойный тон общения, без раздражительности.
8. Повсеместно стимулируйте и развивайте самостоятельность, творчество ребенка, где он может выплеснуть свою активность, настойчивость, независимость.


РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛИЯ  В СЕМЬЕ

   Работа воспитателя по профилактике насилия  семье – это работа с родителями. Положительные результаты в воспитании можно достичь, привлекая родителей к вопросам воспитания.  
Основные направления работы воспитателя по соблюдению права ребенка на защиту и помощь и по защите детей от всех форм насилия следующие:
  1. Своевременное выявление нарушения прав детей и принятие мер по за­щите детей  от  жестокого обращения.
  2. Профилактика жестокого обращения с детьми:
  • трансляция родителям положительного образа ребенка;
  • работа по коррекции детско-родительских отношений.
  1. Работа   по  предотвращению  нарушения   прав  ребенка.
  Чтобы воспитатели могли влиять на ситуацию с правами ребёнка, они должны быть подготовлены к этой деятельности. Эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения семьи. 
Распространёнными методами изучения семейной микросреды являются:
*Наблюдение;
*Беседы;
*Тестирование родителей;
*Изучение продуктов детской деятельности ;
*Игровая деятельность с детьми;
*Посещение неблагополучных семей на дому.
В процессе наблюдения педагогу необходимо обращать  особое  внимание на содержание и форму обращения родителей к ребёнку:
  • употребление уменьшительно – ласкательных имён или грубых слов,
  • реакцию родителей на просьбы,
  • рассказы детей,
  • их шалости, капризы,
  • на эмоциональную окраску общения (тон, громкость, мимику).
  • телесные контакты (ласковые поглаживания или грубые жесты).

ЭФФЕКТИВНЫМ  ЯВЛЯЮТСЯ:

1.      Наблюдения за детьми в играх,  где дети  воспроизводят привычные для них формы общения, это позволит педагогу сделать вывод о характере внутрисемейных отношений.

2.      Содержательную информацию о психологическом климате в семье также можно получить из рисунков детей на темы:

•      «Моя семья»,

•      «Мой самый любимый человек».

При анализе детских работ важно обратить внимание на цветовую гамму рисунков, состав семьи, расположение её членов, время рисования и спонтанные реакции (комментарии).

   ГЛАВНОЙ ЗАДАЧИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ трансляции родителям положительного образа ребёнка. Необходимость  решения этой задачи, определяется тем, что в повседневном общение с ребёнком родители упускают из виду положительные черты его личности, сосредотачиваясь лишь на негативных проявлениях.
Поэтому демонстрация воспитателем:
*     доброжелательного отношения ко всем без исключения детям,
*     умение похвалить в присутствии родителей каждого ребёнка,
*     показать и рассказать, чему он научился за прошедший день,
*     способность почувствовать и по возможности «снять» родительскую тревожность.

ЯВЛЯЮТСЯ ВАЖНЕЙШИМИ УСЛОВИЯМИ ПОСТРОЕНИЯ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С РОДИТЕЛЯМИ.   


 

«Как научить детей дружить»

   1. Будьте хорошим примером для подражания:

   Взрослым  сложно спрятать свои недостатки и вредные привычки от детей, которые подражают взрослым и копируют их поведение. Поэтому, проведя 10 минут     с детьми, можно многое сказать об их родителях и педагогах. Доброта, вежливость, спокойное и достойное поведение – если вы хотите воспитать эти качества в детях, вам придется самим практиковать их и вести     себя     соответственно – бороться со своими недостатками и привычками.

   2. Следите за своим тоном:

Начинаете ли вы кричать, когда раздражаетесь и злитесь? Повышаете ли голос, когда спорите? Говорите ли, обидные слова, не подумав? Следите за собой: перестаньте повышать голос и уважительно обращайтесь к собеседнику (даже маленькому), а следом придут и более спокойные, уважительные речи. Дети же начнут копировать ваше поведение и будут учиться разрешать споры и конфликты мирным путем.

3. Практикуйте вежливость:

Введите в своей группе простое правило – никто ничего не просит без того, чтобы сказать «пожалуйста», а потом поблагодарить. Сами начните соблюдать это правило первыми – вскоре и у ваших детей вежливость станет нормой поведения.

4. Поощряйте сочувствие и сострадание, и не стесняйтесь выражать свои чувства детям:

Не злорадствуйте, не ругайте и не поучайте ребенка, совершившего ошибку, в силу своей медлительности или невнимательности. Вместо этого пожалейте малыша, посочувствуйте ему, покажите ему, что сожалеете о случившемся. И не стесняйтесь напрямую, откровенно выражать свои чувства детям. Вашей заботы о детях здесь недостаточно – малышам важно регулярно, хоть раз в день, слышать похвалу и поддержку. Если такие признания кажутся вам вредными или неестественными, то проблема кроется в вас самих и в воспитании, которое вы получили в детстве.

5. Поиграйте с детьми в «ролевые игры»:

Хотите узнать, какой вас видит ваш ребенок? Предложите детям сыграть в простую игру: как будто он – воспитатель, а вы или другие ребята – это дети вашей группы. Поменявшись на время местами, вы получите возможность со стороны наблюдать ваши недостатки и недочеты, что очень поучительно. К тому же, вы лучше поймете детей.

6. Поощряйте и замечайте проявления доброты, и вознаграждайте за них:

Это вовсе не значит – давать «взятки» детям, чтобы они не ссорились. Но постарайтесь быть внимательными и замечайте проявления доброты и готовности помочь друг другу. Малыш поделился игрушками с другом? Похвалите! Такая система поощрений будет побуждать ребенка проявлять свои лучшие качества и стремиться помочь ближнему, так как у малыша с детства закрепится «положительный опыт», связанный с проявлениями доброты и заботы.


ПАМЯТКА  ДЛЯ   ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Рекомендации  по  адаптации  дошкольников

       Самое главное для воспитателя – завоевать доверие малыша, его привязанность. Нужно дать ему почувствовать, что его понимают и принимают таким, какой он есть. Для того, чтобы лучше понять ребенка, воспитателю нужно самому почаще вспоминать свой детский опыт разлуки с близкими, свои переживания и страхи. Это поможет с большим терпением переносить усталость или раздражение от постоянно плачущего и цепляющегося за одежду ребенка.

      Что можно сделать, если ребенок не отпускает воспитателя от себя, постоянно зовет маму?

  • Не игнорируйте слова ребенка. Когда он без конца повторяет “мама придет”, - он на самом деле не уверен в этом, он боится, что мама никогда не придет и ищет у взрослого подтверждения своего самого большого желания. Поэтому на каждый подобный запрос ребенка отвечайте утвердительно, помогая ему поверить в то, что он вскоре увидит свою маму.
  • Ободрив малыша, постарайтесь переключить его внимание на игрушки, обойдите вместе с ним группу, рассмотрите, что в ней находится. Если ребенок заинтересуется какой-нибудь игрушкой, вместе поиграйте с ней, а затем попробуйте оставить его ненадолго одного, объяснив, например, что вам нужно помыть руки, и пообещайте быстро вернуться. Уйдите на несколько минут, а затем вернитесь к ребенку. Он будет учиться понимать, что вы всегда рядом.

 Уделяйте внимание не только тем детям, которые явно требуют его, но и тем, кто на первый взгляд чувствует себя спокойно. Не оставляйте ребенка безучастным. Равнодушие, апатия – один из признаков психологического дискомфорта, неблагополучия в эмоциональной сфере.
      Если ребенок безучастно смотрит по сторонам, прижав к себе игрушку, и отказывается играть, начните играть сами неподалеку от него. Лучше всего, если это будет сюжетная игра, по ходу которой вы можете придумывать диалоги персонажей, иногда обращаясь к ребенку и постепенно втягивая его в игру. Такую игру можно развернуть с кем-нибудь из хорошо играющих детей. Может быть, такая игра больше заинтересует малыша.
        Не забывайте поиграть с ребенком в эмоциональные игры, такие как “сорока-ворона”, “догонялки”, “прятки”. Игра в прятки имеет особое значение для детей раннего возраста, выполняет определенную дидактическую функцию. Она позволяет ребенку упражняться в освоении таких явлений, как исчезновение и появление, что может облегчить ему ожидание прихода мамы или папы.
        Организуйте с малышом интересные, успокаивающие занятия с водой, песком, сюжетные игры, рисование пальцами на больших листах бумаги, с помощью настольного театра покажите ему сценки из сказки и пр.
        Во время режимных процедур следует учитывать индивидуальные особенности детей, их привычки и предпочтения. Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.

                                         



Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.